Способы выбора масла для коробки передач: классификация и критерии
Каждое масло имеет свои спецификации и предназначено для конкретных типов трансмиссий
Существует множество видов трансмиссионных масел: минеральные, полусинтетические и синтетические. Выбор подходящего масла зависит от рекомендаций производителя автомобиля, условий эксплуатации и индивидуальных предпочтений водителя. Регулярная замена трансмиссионного масла и проверка его уровня являются важными аспектами технического обслуживания автомобиля, позволяющими поддерживать трансмиссию в оптимальном состоянии и продлевать срок ее службы.
Одна из самых дорогостоящих и сложных частей автомобиля - коробка передачи. Многие автоматические коробки необходимо заменить целиком в случае незначительной поломки, что может стать серьезной проблемой из-за дефицита запасных деталей. Для увеличения срока службы вашей коробки передач важно использовать качественное трансмиссионное масло. Мы расскажем о том, как выбрать правильное масло для этой цели.
Состав трансмиссионных масел включает базовые масла и присадки, которые определяют его свойства. Они классифицируются по шести группам в соответствии с системой, разработанной Американским институтом нефти.
Группа |
Индекс вязкости |
Состав |
Способ получения |
|
Насыщенные углеводороды |
Сера |
|||
I |
80-120 |
<90% |
>0,03% |
Селективная очистка и депарафинизация |
II |
80-120 |
>90% |
<0.03% |
Гидроочистка |
III |
>120 |
>90% |
<0.03% |
Каталитический гидрокрекинг |
IV |
Полиальфаолефины |
Органический синтез |
||
V |
Эстеры, полиалкиленгликоли |
|||
VI |
Полиалкилнафталин |
Основные исходные и синтетические жидкости: свойства и плюсы
Минеральные жидкости группы I-III добываются путем очистки нефтепродуктов, что делает их естественными. Синтетические жидкости (группы IV-VI) производятся путем органического синтеза. Кроме того, существуют полусинтетические смазочные материалы, которые сочетают синтетические компоненты с минеральной основой, что значительно повышает их рабочие характеристики.
Плюсы синтетических трансмиссионных жидкостей:
Гидрофобная устойчивость: синтетические жидкости не взаимодействуют с водными растворами, что предотвращает окисление металлов.
Термостойкость: они сохраняют свои свойства при экстремальных температурах и практически не образуют коррозионно-активные кислоты.
Стабильность вязкости: поддерживают постоянные вязкостные характеристики в широком диапазоне температур.
Минеральные жидкости: эффективные, но менее долговечные
Минеральные жидкости обладают более низкой ценой, однако их период эксплуатации сокращается из-за скорого старения под действием термических процессов и механического износа. Из-за наличия сернисто-фосфорных добавок, которые приводят к износу латунных деталей, эти жидкости не рекомендуется использовать в механических коробках передач с синхронизаторами из сплавов цветных металлов.
Классификация трансмиссионных жидкостей согласно стандарту SAE Один из ключевых параметров, определяющих способность трансмиссионных жидкостей обеспечивать смазку трущихся деталей и создавать защитный слой, это их вязкость. Вязкость отражает способность текучих веществ сопротивляться перемещению слоев относительно друг друга.
Динамическую вязкость: индикатор внутреннего трения жидкости.
Кинематическую вязкость: отношение динамической вязкости к плотности вещества, определяющее его текучесть.
Общество автомобильных инженеров (SAE) разработало классификацию жидкостей на основе их вязкостных характеристик и изменений при различных температурах. Согласно этой классификации, выделяют три категории трансмиссионных жидкостей:
- Зимние жидкости
- Летние жидкости
- Всесезонные жидкости
Характеристики и достоинства зимних трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла для зимнего использования отличаются тем, что их динамическая вязкость при заданной отрицательной температуре не превышает 150 000 мПа·с. Эти масла обеспечивают сохранение смазывающих свойств даже при экстремально низких температурах, защищая трансмиссию от механических повреждений во время холодного запуска.
Масла такого типа обозначаются индексом SAE 70W. Числовой показатель отражает вязкостно-температурные характеристики масла, а буква "W" (происходит от английского слова "winter", что означает "зима") указывает на их пригодность для использования в зимний период.
Класс по SEA |
Минимальная температура, при которой динамическая вязкость составляет 150 000 мПа.с (оС) |
Минимальная кинематическая вязкость при t=100оС (мм2/с) |
70W |
-55 |
4.1 |
75W |
-40 |
4.1 |
80W |
-26 |
7.0 |
85W |
-12 |
11.0 |
Трансмиссионные масла для летнего периода обозначаются как SAE 80. Числовой показатель SAE 80 определяет диапазон кинематической вязкости трансмиссионного масла при температуре 100°С. При повышении температуры масла становятся более текучими, что ослабляет их смазывающие способности. Это связано с тем, что тонкий слой масла не обеспечивает достаточную защиту металла от износа. Поэтому способность масла сохранять стабильную структуру при высоких температурах является крайне важной характеристикой, не уступающей значимости его стойкости к загустению в зимний период.
Класс по SAE |
Кинематическая вязкость при t = 100oC (мм2/с) |
|
Мин. |
Макс. |
|
80 |
7,0 |
11,0 |
85 |
11,0 |
13,5 |
90 |
13,5 |
18,35 |
110 |
18,5 |
24,0 |
140 |
24,0 |
32,5 |
190 |
32,5 |
41,0 |
250 |
41,0 |
- |
Всесезонные трансмиссионные масла: особенности и преимущества
Масла для трансмиссий, используемые в любое время года, такие как SAE 75W-80, имеют двойную маркировку, что упрощает понимание их рабочих характеристик. Эти масла применимы при температурах до -40°С (индекс 75W) и обладают кинематической вязкостью от 7,0 до 11,0 мм²/с при 100°С (индекс 80).
Преимущества всесезонных трансмиссионных масел
Большинство всесезонных масел могут использоваться при температуре окружающей среды до +35°С. В то же время, специальные сорта, такие как SAE 85W-90, предназначены для работы в жарком климате и сохраняют стабильность вязкостных свойств при экстремальных температурах до +45°С.
Почему стоит выбирать всесезонные трансмиссионные масла?
- Универсальность: подходят для различных температурных диапазонов.
- Надежность: обеспечивают стабильные вязкостные свойства в разных температурных режимах.
- Долговечность: способствуют продлению срока службы трансмиссии.
Класс по SAE |
Температура окружающей среды, при которой обеспечивается должный уровень смазки (оС) |
|
Мин. |
Макс. |
|
75W-80 |
-40 |
+35 |
75W-90 |
-40 |
+35 |
80W-85 |
-26 |
+35 |
80W-90 |
-26 |
+35 |
85W-90 |
-12 |
+45 |
Категории применения трансмиссионных масел: исчерпывающее руководство
Если классификация SAE основывается на оценке вязкости трансмиссионных масел, то система API оценивает их износостойкость, защиту от задиров и совместимость с различными типами коробок передач, а также набор использованных присадок. Далее перечислены основные типы присадок, применяемых в современных трансмиссионных маслах:
- Присадки для снижения износа – способствуют созданию защитной пленки, которая предотвращает механический износ движущихся частей.
- Присадки против задиров – предотвращают появление на трущихся поверхностях борозд, направленных по оси скольжения.
- Присадки для контроля пенообразования – препятствуют образованию пены, негативно влияющей на смазывающие свойства и вязкость масел, нарушая их консистенцию.
- Присадки против окисления – предотвращают окисление масла, первыми реагируя с продуктами распада и образуя безопасные, химически инертные соединения.
- Присадки для снижения трения – уменьшают силу трения между контактирующими поверхностями благодаря созданию прочной, многослойной пленки, обеспечивающей плавное скольжение.
- Противовибрационные присадки – увеличивают коэффициент трения, что способствует более мягкому и плавному переключению передач.

Использование высококачественных трансмиссионных масел с оптимальным набором присадок обеспечивает длительный срок службы и надежную работу вашей коробки передач. Убедитесь, что выбранное масло соответствует рекомендациям производителя вашего автомобиля и имеет соответствующие эксплуатационные категории API и SAE.
Категории трансмиссионных масел: от gl-1 до gl-4
Трансмиссионные масла делятся на несколько категорий, что обусловлено различными критериями, и это руководство поможет вам разобраться, какие масла соответствуют вашим потребностям.
GL-1 включает минеральные масла, содержащие антиокислительные, противопенные и противоизносные присадки, но не имеющие противозадирных компонентов. Они идеально подходят для цилиндрических, спирально-конических и червячных передач, а также для механических КПП без синхронизаторов, которые обычно используются в сельскохозяйственной и грузовой технике, работающей на низких скоростях.
GL-2: Масла с противоизносными присадками
GL-2 масла обладают противоизносными присадками и могут включать антифрикционные компоненты. Эти масла предназначены для червячных передач и часто применяются в трансмиссиях сельскохозяйственной техники, как отечественного, так и зарубежного производства.
GL-3: Повышенные противоизносные свойства
GL-3 масла обладают улучшенными противоизносными характеристиками по сравнению с GL-2 за счет содержания до 2.7% противоизносных присадок. Эти масла не подходят для гипоидных передач, распространенных в современных автомобилях, но могут использоваться в конусных передачах.
GL-4: Высокое содержание противозадирных присадок
GL-4 масла имеют высокое содержание противозадирных присадок (до 4%). Они предназначены для конусных и гипоидных передач с малым смещением осей, а также для агрегатов ведущего моста и несинхронизированных КПП. Эти масла широко применяются в легковых автомобилях и малых коммерческих авто, выпущенных в ЕС (Audi, BMW, Volkswagen, Renault, Peugeot, Fiat), Японии (Nissan, Mazda, Mitsubishi, Toyota) и некоторых других странах. GL-4 масла также используются в среднетоннажных грузовиках и автобусах с синхронизированными коробками передач и интардером, включая отечественные грузовики типа КамАЗ 65206, оснащенные синхронизированной 16-ступенчатой механикой ZF 16S 2221.
Добавление противозадирных и противоизносных присадок до 6,5% в трансмиссионные масла класса GL-5 придает им отличные антифрикционные свойства, что позволяет им справляться с большими нагрузками и высокими температурами. Это особенно важно для гипоидных передач с существенно смещенными осями.
Масла класса GL-5 LS, содержащие противовибрационные присадки, становятся идеальным вариантом для автомобилей с самоблокирующимся дифференциалом. Такие масла обеспечивают стабильное сцепление и устойчивость к нагрузкам, что крайне важно для спортивных автомобилей и техники, работающей в экстремальных условиях.
Появление новых классов трансмиссионных масел, таких как PG-1 и PG-2, расширяет выбор смазочных материалов для различных транспортных средств. Масла класса PG-1 подходят для несинхронизированных КПП тяжелой техники, обеспечивая высокую термическую стабильность, в то время как PG-2 предназначено специально для ведущих мостов грузовиков и автобусов.
Подбор подходящего трансмиссионного масла имеет значение для обеспечения эффективной и долговечной работы передач и дифференциалов автомобиля. Стандарты API, SAE и ASTM гарантируют качество и безопасность, необходимые для правильного ухода за транспортным средством и его надежной эксплуатации.
Помимо API, классификация трансмиссионных масел, используемая вооруженными силами США, также широко распространена.
Маркировка |
Характеристики |
MIL-L-2105A |
Практически идентичны классу API GL-4 |
MIL-L-2105B |
Трансмиссионные масла для гипоидных передач, требования сравнимы с API GL-5 |
MIL-L-2105C |
Всесезонные масла, характеристики которых соответствуют API GL-55 |
MIL-L-2105D |
По сравнению с MIL-L-2105C предъявляются более жесткие требования к противоизносным и противозадирным свойствам |
MIL-L-2105E |
Класс идентичен MIL-L-2105D, но также включает в себя спецификации API PG-1 |
Возьмем для примера трансмиссионное масло ЛУКОЙЛ SYNTH VSX и попрактикуемся в расшифровке его маркировок.
В документации мы найдем уже знакомые нам аббревиатуры:
API GL-5; MIL-PRF-2105E; SAE 75W-90.
Приступим к расшифровке:
Маркировка API GL-5 (MIL-PRF-2105E) указывает на то, что это трансмиссионное масло предназначено для гипоидных передач и подходит для использования в грузовых автомобилях в условиях высоких нагрузок, а также рассчитано на удлиненные интервалы техобслуживания. Оно обладает высокой термостойкостью и содержит до 6,5% противоизносных добавок. Маркировка SAE 75W-90 свидетельствует о том, что масло является всесезонным и используется в температурном диапазоне от -40°C до +35°C. Вязкость при 100°C варьируется от 13,5 до 18,5 мм²/с. Таким образом, мы получили полное представление о данном масле: его физические свойства, оптимальные температурные условия использования и совместимость с конструкцией трансмиссии. Чтобы упростить выбор, можете воспользоваться нашим онлайн-подборщиком смазочных материалов. Достаточно выбрать категорию, марку, модель и тип двигателя вашего автомобиля, и система подберет лучшие продукты, включая моторные и трансмиссионные масла, а также другие технические жидкости.